crankshaft

Вал коленчатый: то, без чего двигатель — не двигатель

В двигателе нет «главных» и «неглавных» деталей — все части мотора одинаково важны, и выход из строя любой из них сразу сказывается на работоспособности силовой установки. Но есть одна деталь, которая делает двигатель двигателем — это вал коленчатый, преобразующий возвратно-поступательное движение поршней и шатунов во вращательное движение. О вале коленчатом, его устройстве и роли в двигателе читайте в нешей статье.

Одна из самых серьезных проблем техники — преобразование возвратно-поступательного движения во вращательное, и наоборот. Человек решил эту проблему еще 2,5 тысячи лет назад, и созданное тогда решение практически в неизменном виде используется и по сей день. Это — кривошип.

В современных двигателях внутреннего сгорания также необходимо преобразование возвратно-поступательного движения поршней и шатунов во вращательное движение вала, маховика и, в конечном итоге — колес. С этой задачей справляется все тот же кривошип, а точнее — кривошипно-шатунный механизм, главной деталью которого является вал коленчатый.

Если «застучал» двигатель – это возможный признак выхода из строя вала коленчатого. Когда изношены шейки или на детали есть серьёзные трещины – необходима замена. В противном случае может понадобится капитальный ремонт силового агрегата или покупка нового, что стоит недешево.

Как устроен вал коленчатый

Вал коленчатый имеет довольно-таки простое устройство: он состоит из колен, содержащих коренные и шатунные шейки, разделенные щеками. Коренные шейки — это ось вала коленчатого, поэтому они проходят точно по его центру. Шатунные шейки, как понятно из названия, служат для крепления и приема усилий от шатунов. Так как вал коленчатый — это кривошип, то шатунные шейки смещены относительно оси вала и удерживаются с помощью щек.

Количество шатунных шеек равно количеству цилиндров, однако в большинстве V-образных двигателей на одну шейку опираются сразу два цилиндра. С другой стороны, на современных V-образных двигателях можно встретить коленвалы, в которых на каждый шатун приходится одна шейка, но спаренные шейки при этом сдвинуты относительно друг друга на 18 градусов. Коренные шейки имеют больший диаметр, чем шатунные.

Щеки выполняют несколько функций. Они не только соединяют шейки в единую конструкцию, но также играют роль противовесов для уравновешивания шатунных шеек и шатунов. Отсутствие противовесов грозит возникновением значительных вибраций, что в высокооборотных двигателях может привести к разрушению двигателя.

Вал коленчатый

Наибольшие нагрузки в вале коленчатом приходятся на места соединения шеек и щек, поэтому для равномерно распределения нагрузок на эти участки они выполняются галтелью, то есть — переход от шейки к щеке выполнен с радиусом закругления.

В целом, положение шеек и щек в валу коленчатом должно обеспечивать наиболее эффективное преобразование возвратно-поступательного движения во вращательное, предотвращать возникновение вибрации и колебаний, уравновешивать двигатель и, наконец, надежно противостоять изгибающим нагрузкам.

Полноопорные и неполноопорные валы коленчатые

Коренные шейки вала коленчатого служат не только осью, но также и опорой всего кривошипно-шатунного механизма. Нагрузки от вала коленчатого передаются двигателю через коренные шейки, которые опираются на коренные подшипники, заделанные в картер мотора.

Существует два вида валов коленчатых, отличающихся по типу опоры:

— Полноопорные. В таких валах коренных шеек больше, чем шатунных, при этом коренные шейки расположены по обеим сторонам шатунных шеек, чередуясь с ними (и коренных шеек на одну больше, чем шатунных);
— Неполноопорные. В таких валах коренных шеек меньше, чем шатунных, при этом с обеих сторон щеки может быть две смещенных на определенный угол шатунных шейки.

Неполноопорные валы коленчатые имеют более простую конструкцию, однако они из-за меньшего количества точек опоры на картер двигателя должны быть более жесткими и прочными, а значит — и более тяжелыми. Поэтому сегодня большее распространение получили полноопорные валы коленчатые, которые при более сложном производстве получаются более легкими и надежными.

Подшипники

Вал коленчатый опирается на подшипники скольжения (также называемые вкладышами), заделанные в картер двигателя. Также подшипники скольжения предусмотрены для опоры шатунов на вал коленчатый. Эти подшипники выполнены из стальной ленты, покрытой специальным антифрикционным сплавом, снижающим силы трения между подшипником и валом.

Смазка вала коленчатого и деталей КШМ

Особый вопрос — смазка частей вала коленчатого и всего кривошипно-шатунного механизма. Вопрос этот действительно очень важен, так как для опоры коренных шеек на картер и шатунов на шатунные шейки используются подшипники скольжения, которые могут нормально работать только при постоянном наличии смазки.

Коленчатый вал

Для подачи масла к трущимся частям и деталям внутри вала коленчатого во всех его шейках и щеках предусмотрены каналы. А чтобы обеспечить надежное поступление масла к подшипникам, его подача осуществляется под давлением.

Взаимодействие вала коленчатого с другими деталями

Как было сказано, вал коленчатый принимает нагрузки от шатунов, преобразуя их в крутящий момент. Этот момент передается через хвостовик (заднюю выходную часть вала) маховику и далее — трансмиссии. Через другую часть вала — переднюю, или носок — крутящий момент передается на вал газораспределительного механизма и вспомогательные системы двигателя.

Также на носке часто монтируется гаситель крутильных колебаний — несложное устройство из двух дисков, соединенных через пружины, резиновую прокладку, силиконовую жидкость или иной упругий материал. Гаситель сводит к минимуму возникающие во время работы двигателя крутильные колебания вала, снижая риск его повреждения.

Производство валов коленчатых

Вал коленчатый во время работы испытывает большие нагрузки, поэтому данная деталь даже для мощных дизельных двигателей изготавливается цельной. Сборные валы коленчатые показали свою несостоятельность в высокооборотных двигателях, и в автомобильных моторах сейчас они практически не используются. Для изготовления валов применяются сталь или чугун. Валы коленчатые из чугуна производятся методом отливки, валы из стали — ковкой или штамповкой. В дальнейшем оба вида валов коленчатых подвергаются разнообразной механической обработке для достижения необходимых параметров — чистоты поверхности шеек, балансировки и т.д.

Где заказать надежный вал коленчатый?

Компания ООО «АгроБелКонтракт» является официальным дистрибьютором GENMOT в Республике Беларусь. Предлагаем Вашему вниманию только оригинальные валы от европейского производителя.

Ознакомиться с доступными в наличии моделями, а также посмотреть модели доступные для заказа можно в нашем каталоге.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Пролистать наверх